Брак в полиграфии

Что считать браком в полиграфии?

Вопросом, что считать браком в полиграфии, задаются, пожалуй, все, кто хоть однажды сталкивался с процессом создания полиграфической продукции. Более того, это один из наиболее часто задаваемых вопросов в полиграфии. К сожалению, реальность такова, что зачастую изготовить весь тираж без брака не может ни одна, даже самая дорогая и престижная, типография. Другое дело, каков этот брак и в каком количестве был допущен.
 
Самая распространенная претензия, предъявляемая типографиям, относится к срокам и качеству печати. Казалось бы, справедливо. Однако загвоздка в том, что само понятие «качество печати» довольно субъективно, и часто заказчик, оценивая данную категорию, руководствуется лишь своим вкусом и обосновывает свое решение, отталкиваясь от понятий «нравится» или «не нравится».
 
Оценка качества, которая основана на визуальном восприятии и не подкреплена никакими критериями, не может быть объективной и, как правило, тянет за собой только долгие споры и разбирательства. Именно во избежание подобных ситуаций все параметры качества печати регламентированы специальными нормативными документами:
 
  •         - международный стандарт ISO 12647: 2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления проб и тиражных оттисков»;
  •         - ОСТ 29.66-90.
 
И все же, в то время, когда за границей используют четко определенные нормы, которые контролируют качество полиграфической продукции, в нашей российской действительности типографиям приходится обходиться  и без спектрофотомерии, и без денситометрии, и даже без контрольных шкал.
 
Все же некоторые правила существуют и у нас. Так, например, норма допустимого брака в России составляет 3-5% от тиража. Есть и ряд других требований, призванных на то, чтобы улучшить качество производства полиграфической продукции. Одно из них заключается в том, что  результат точности совмещения красок не может быть ниже отметки 0,1 мм, а уровень деформации опускаться до 0,2 мм. Недопустимо появление на страницах затеков клея, марашек, следов загрязнения или прочих посторонних элементов. Нельзя также допускать склеивание страниц, перетискивание изображения, непропечатки.
 
Страницы в каждом блоке должны соответствовать той последовательности, которая была утверждена в макете на этапе разработки, а сдвиг некоторых тетрадей по отношению друг к другу допустим не более, чем на 1 мм. Важно следить за тем, чтобы брошюры содержали полное число тетрадей и чтобы дополнительные элементы располагались в правильном порядке. В многостраничной продукции плашки на соседних полосах могут быть совмещены не более чем на 2 мм.
 
Явный брак, когда, в случае поднятия за оба листа обложки журнала или его разворота, отрывается основной блок. На стойкость переплета на термоклее дается 60-дневная гарантия, если отсутствует обратное сгибание корешка. Установлены определенные нормы для многостраничных изданий, обозначающие плотность прилегания страниц при брошюровке на скрепку:
 
  •         3 мм, если плотность бумаги до 130 г/м кв.;
  •         6 мм, если плотность превышает 150 г/м кв.
 
На полиграфическом изделии должны отсутствовать все виды механических повреждений, как на обложке, так и на внутренних страницах. Скос многостраничных изданий после их обрезки, а также точность фальцовки, резки и вырубки не должны быть больше 1 мм. Если проводилась ламинация, нужно проследить, чтобы плотность прилегания ламината составила как минимум 97%.
 
ГОСТ 18242-72 определяет допустимый процент недостачи для каждой продукции. В зависимости от конкретной ситуации в качестве компенсации бракованных экземпляров типография обязуется либо допечатать тираж, либо вернуть сумм, соответствующую недостаче. Заказчик должен понимать, что ему следует заказывать заранее большой тираж с учетом допустимой нормы брака, если количество экземпляров для него критично.
 
Качество – это тот результат, которого стремится добиться не только заказчик, но и полиграфия. Конечно, бывают ситуации, когда случаются ошибки или допускается хоть и не существенный, но, все же, брак. Причин тому может быть несколько, как выход из строя оборудования, так и человеческий фактор. Он же во многом определяет и отношения между клиентом и исполнителем. Главное – установить доверительные и толерантные отношения между заказчиком и полиграфической компанией, и тогда можно будет говорить как о плодотворной работе и высоких результатах, так и о быстром разрешении спорных ситуаций путем поиска единого компромиссного решения.


Инструкция по использованию дизайна расположена здесь.

Написать нам

Отправляя нам письмо Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с правилами использования сайта